понедельник, 9 июля 2012 г.

Родители-алкоголики и их дети. Есть ли надежда?


Наверное, самые большие беды у ребенка в семье происходят из-за того, что кто-то из очень близких – мама или папа – злоупотребляют алкоголем. 
Жизнь в такой семье  приводит не только к душевной травматизации детей, но и серьезным образом сказывается на формировании их личности. 

Дети из «алкогольных» семей вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место, и доверять людям нельзя. Они могут чувствовать себя одинокими и заброшенными и часто бывают вынуждены скрывать свои истинные чувства, переживания и потребности, чтобы избежать отвержения и наказания. Отсутствие позитивного внимания со стороны родителей формирует у них пониженную самооценку. Чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на тяжелую ситуацию в семье - вина, страх, обида, злость - становятся его верными спутниками на многие годы.
В специальной литературе описаны четыре основные роли, которые могут брать на себя дети из семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем.

Герой семьи, ответственный ребенок. Это ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит нужды других людей. Может быть лидером в классе или компании, особенно активен в ситуациях, требующих действия. Часто это старший ребенок в семье. В дальнейшем вынужденный быстро повзрослеть герой семьи тяжело переживает свои неудачи и ошибки, считает себя ответственным за все происходящее вокруг, очень много работает и часто становится «трудоголиком».

Проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как он сам, так и его друзья постоянно попадают в трудные ситуации. Окружающие считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики, в асоциальные компании. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно затрудняют его адаптацию в семье и в обществе.

Потерянный ребенок, кроткий ребенок. Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями. Проводит время за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщиться к употреблению алкоголя или наркотиков с целью достижения  психологического комфорта. Если такая роль «досталась» девочке, то впоследствии она может выйти замуж за алкоголика и заниматься его «спасением».

Любимец семьи, «шут», «клоун». Гиперактивен, использует шутки и  дурачества, чтобы привлечь к себе внимание. Ребенок, играющий эту роль, не в состоянии справляться с различными стрессами. У него обычно бывают трудности в учебе. Компульсивная (очень сильная, навязчивая)  потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. В будущем у него легко может возникнуть зависимость от алкоголя или наркотиков.
Почти в каждом классе есть дети, у которых один из родителей (а может быть и оба родителя) злоупотребляют алкоголем. Эти родители не являются частыми гостями в школе: они не посещают родительские собрания, не участвуют в общешкольных мероприятиях, не отвечают на звонки классного руководителя и социального педагога. Контакт школы с «алкогольной» семьей практически отсутствует, и педагоги могут чувствовать свое бессилие, не зная, как помочь ученику. 
Как правило, когда ситуация в семье становится слишком тяжелой, знакомство с такими родителями все-таки происходит: семья попадает в поле зрения не только школы, но и милиции, Комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов Органов опеки и попечительства. Таким мамам и папам, не выполняющим своих родительских обязанностей по причине алкоголизма, может грозить лишение родительских прав. 
Именно в этот момент в жизнь «алкогольной» семьи вмешивается большое число специалистов с попытками воздействовать на родителей и защитить права и интересы детей. Но не всегда ситуация меняется к лучшему: ребенок может быть изъят из семьи и помещен в учреждение для детей-сирот или под опеку к родственникам, а поведение родителей чаще всего остается прежним или становится еще хуже - лишившись ребенка, они  начинают пить еще сильнее и деградировать еще стремительнее.
Возможна ли реабилитация родителей, страдающих алкогольной зависимостью? Какие специалисты должны заниматься решением подобным проблем?
Алкоголизм как заболевание имеет и биологические, и психологические, и социальные причины. Последствия злоупотребления алкоголем также могут быть и медицинскими, и психологическими, и социальными – причем наступают эти последствия не только для самого алкоголика, но и для других членов его семьи, для его детей.
Очевидно, что в этом случае необходима работа не одного, а целой группы специалистов – социальных педагогов, социальных работников, психологов, врачей психиатров-наркологов. К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют службы, которые занимались бы оказанием комплексной помощи семьям – родителям и детям из семей с алкогольными проблемами. 
Конечно, школьный учитель (или психолог, или социальный педагог) не смогут организовать реабилитационный процесс для нерадивого родителя-алкоголика. Однако учитель, «вооруженный» минимумом специальных знаний и готовый вновь и вновь пытаться установить контакт (а может быть, даже отношения доверия) с пьющим родителем, может сделать многое.
Работа педагога может стать более эффективной, если он:
- будет хорошо осведомлен о механизмах возникновения, последствиях и методах лечения алкогольной зависимости;
- будет осведомлен также об учреждениях (наркологических диспансерах) и услугах врачей-наркологов и медицинских психологов своего района (округа, города);
- откажется от осуждающей позиции по отношению к родителю, страдающему алкоголизмом, а будет воспринимать его как человека, «просто» нуждающегося в социальной, медицинской, психологической помощи.
Минимум наркологических знаний поможет школьному специалисту не только понять происходящее с родителем-алкоголиком, но и быть более убедительным, мотивируя его обратиться за помощью в специальное учреждение. Осведомленность о работе медицинских (наркологических) учреждений поможет привлечь нужных специалистов, которые впоследствии и будут заниматься реабилитацией такого родителя. А вера в возможности другого человека станет мощным мотивирующим фактором -  ведь алкоголики в силу своих личностных особенностей могут нуждаться в этом особенно сильно.
Итак, что же такое зависимость от алкоголя и можно ли  от нее избавиться?
Алкоголизм – это заболевание, вызванное необходимостью регулярно принимать алкоголь для получения хорошего настроения (психическая зависимость) и хорошего самочувствия (физическая зависимость). 
По статистике, в мире 10 % мужчин и 3—5 % женщин злоупотребляют алкоголем.
Основная проблема заключается в том, что алкоголизм начинается гораздо раньше, чем принято думать. Болезнь не в одночасье застигает человека врасплох, как, например, ангина, насморк или аппендицит; она развивается медленно и незаметно и для алкоголика, и для окружающих его людей.
Сами зависимые, как правило, склонны отрицать наличие проблемы: «пью, как все», «захочу – брошу». В наркологии для такого поведения есть даже специальный термин – анозогнозия – отрицание болезни; это один из важных признаков алкоголизма и других зависимостей. По сути это «нормальная» защитная реакция психики, спасающая собственный образ: кому хочется оказаться человеком второго сорта, презрительно именуемым «алкашом»? Даже являясь самым настоящим алкоголиком, человек может долго тешить себя иллюзией, что грань, отделяющая здоровье от болезни, еще не пройдена.
Разумеется, настоящий диагноз может поставить только врач, однако  вовремя распознать опасные признаки вполне может даже человек, не являющийся специалистом. Вот некоторые из этих признаков:

• Появление желания выпить после ссор, неприятностей, стрессов
• Способность  выдерживать большие дозы спиртного, чем прежде
• «Провалы» в памяти (выпадение из памяти некоторых эпизодов, имевших место в состоянии опьянения)
• Периодическое возникновение хотя бы слабого чувства вины из-за выпивок
• Раздражение при попытках окружающих поговорить о пьянстве
• Периодическая «потеря контроля» над количеством выпитого
• Периодические попытки контролировать прием спиртного (снижение дозы, перерывы в употреблении)
• Финансовые затруднения в связи с выпивкой
• Случаи многодневного употребления алкоголя
• Плохое самочувствие и дрожь по утрам, с которыми помогает справиться прием небольшой дозы алкоголя
В некоторых случаях человек может справиться с алкогольной зависимостью самостоятельно. Но это удается очень волевым, целеустремленным людям, которые точно знают, для чего они хотят обрести трезвость. Кроме того, легче выздоравливают люди, которые до заболевания в целом были социально успешны, имели сложившийся круг интересов, устойчивые позитивные связи с другими людьми и сравнительно поздно начали злоупотреблять алкоголем под влиянием обстоятельств или кризисных переживаний.
Но чаще всего алкогольная зависимость требует серьезного медикаментозного лечения и профессиональной психотерапевтической помощи.
ссылка http://www.psycenter.ru/roditeli-alkogoliki-i-ih-deti-est-li-nadezhda
 Рекомендую прочитать 

Можно ли исцелиться от алкоголизма и наркомании?

Комментариев нет:

Отправить комментарий