четверг, 14 июня 2012 г.

Умный в горы не пойдёт? Умный горы обойдёт?

Поздно вечером, 8 июня 2012 года, позвонили друзья (Аникины Андрей и Иннеса), и предложили съездить на 3 дня в горы. Мы вместе начали ходить в горы с 1990 года. Выехали из Волгодонска, Ростовской обл. в Архыз в 23-00,  на машине друзей, и в 6-00 были  на месте.

Остановились, пару часиков вздремнув, пошли любоваться красотами Архыза. Немного прогулялись вдоль реки Большой Зеленчук, наслаждались пением птиц и ароматами горного воздуха.

Маленькая «разминка», перед восхождением к Софийским водопадам закончилась, пора подкрепиться и в путь.

До Софийской долины мы добрались на машине, примерно 17 км. от п. Архыз, высота 1900 м. Это место называется «Ледниковая ферма» и отсюда хорошо видна выемка Софийского седла (2640 м.).  Мы, вдоль реки Софии, начали восхождение к Софийским водопадам.

Подъём начинается постепенно, но с нарастающей крутизной. Эту «крутизну смягчает» окружающая красота: сосны и берёзки, подставляли своё плечо при подъёме, а вот и невеста - черёмуха встретила нас в белоснежной фате, роскошные ковры субальпийского высокотравья, позволяли насладиться чудесными ароматами и красотой. А ледник, по которому проходит маршрут к водопадам, охлаждал наши бренные тела и вызывал море восторга. Если еще силы есть, можно и в снежки поиграть.

И вот мы дошли к подножью скального пояса. Приближаемся к водопадам, в лицо бьют «ледяные» брызги водопада, в грохоте разбивающихся струй, не слышно даже своего голоса. Но, «держи ухо востро», так как на мокрых камнях, можно и  поскользнуться!

Кстати! Софийские водопады считаются самыми красивыми на Кавказе.  Их относят к разряду пульсирующих, так как их водосток непостоянен.  Софийские водопады – это водопады ледникового происхождения, они образуются из струй разной мощности и высоты.

Ударяясь о землю, двухкаскадные струи (высота от 50 до 90 метров), образуют, облако водяной пыли. Мы  были  в жаркую солнечную погоду и любовались, и  радугой, которая, обрамляла брильянт водопада и мощным потоком воды. Я приложила ухо к земле и услышала её гул и ощутила, как она трясётся, даже в какой-то момент испугалась, представив, что сейчас я рухну вниз,  вместе с потоком воды, камней и земли. Да с горами надо на «ВЫ», а не на «ты»!!!

Тонны воды падают со стометровой высоты, из могучего Софийского ледника в одноимённую долину, с шумом и грохотом увлекают за собой большие и мелкие камни. От водопадов, в хорошую погоду, просматриваются вся долина реки Софии до впадения её в р. Псыш, а также горные хребты, сходящиеся к Архызной котловине.

Время бежит неумолимо. Пора спускаться вниз и искать место ночлега. Место подыскали отличное, где-то на полпути к п. Архыз.  Поставили платки, приготовили ужин и угомонили свой голодный желудок. И, конечно, сев вокруг костра, завели неспешный разговор о радостях и печалях нашей жизни. Потрескивающий костёр, шум реки  и звёзды, на чёрном небе,  придавали ещё больше романтики и восторга.

Спали, как младенцы. Утром, побегав босиком по росе, попив горячего травяного чая, мы были в отличном настроение!

Попрощавшись с водопадами, мы поехали в Теберду, к Бадукским озёрам.
Бадукские озера находятся на   территории Тебердинского заповедника, являются жемчужинами этого места. Они представляют собой  каскад из трёх горных озёр на реке Бадук.

Оставив машину, мы по мостику перешли реку  и направились к озёрам. Подъем проходил по лесу, поэтому было, где скрыться от палящего солнца.  До первого озера мы шли 2, 5 часа. Оно  самое маленькое из трёх озёр.

Берега его сложены из гранитных глыб, с вкраплениями небольших кристаллов горного хрусталя.  Склоны озера покрыты лесом.  Тихий шелест листвы и хвои, негромкое пение птиц, журчание воды, чудесные ароматы… Трудно передать словами  красоту горного озера, её лучше увидеть, чем прочитать.

Примерно 260 метров отделяет первое озеро от второго. Сначала шли по правому берегу р. Бадук, затем по бревну (можно и мостику), перешли на  левый берег. Тропинка пошла резко вверх, и мы увидели цветущие ландыши, которые сопровождали нас почти до третьего озера.

Второе Бадукское озеро по длине превышает 200 метров. Вода  прозрачно – изумрудная и очень вкусная.

Пройдя всего 60 метров, мы увидели третье Бадукское озеро. Это озеро самое большое, его максимальная длина — около 330 метров и в  нем водится форель.

Берег местами покрыт большими каменными глыбами, но особую прелесть этому озеру предает обрамляющий его лес. Вода здесь голубовато-зелёная, летом прогревается до 10 °C, поэтому,  долго не раздумывая, решили «нырнуть» в озеро. Женщины купались с лева, а мужчины – справа. Купались, конечно, круто сказано, вернее, окунаясь и выскакивая из воды, как ошпаренные, мы знакомились с  озером. Между прочем, на восточном склоне  лежит лавинный снежник.

Посмотрели на время и поняли, что надо идти назад.

Не спеша, наслаждаясь красотой природы, мы  вернулись на место стоянки. Только разбив лагерь, пошёл дождь. К нашему счастью, он был не продолжительный.

На следующий день мы поехали к озеру Туманлы-Кёль. Но по пути решили немного полазить  по глыбам, покрытые толстым слоем мха.  Интересный эффект, на глыбе пекло, а подлез под неё, оказываешься в «холодильнике». Чем выше поднимаешься,  тем крупнее и крупнее каменные глыбы. А как приятно на них лежать, как будто погружаешься в перину.

Время «летит» быстро, поэтому поехали к  озеру Туманлы-Кёль.   Оно лежит на уровне 1850 метров, длина -275 метров, ширина- 120 метров, глубина -  до 15 метров.  В озере водится крупная форель, но ловить рыбу в заповеднике запрещено.

Озеро Туманлы-Кёль является остатком древнего озера, мореного происхождения,  летом оно прогревается до 15-18 °.
Интересный эффект мы заметили, что вода была холодная, но  ощущения очень приятные. Такие же, как после сауны,  зимой, ныряешь  в холодную воду. Накупавшись, поехали домой, увозя с собой заряд бодрости и радость в душе.

1. Молодцы!!! Какие три дня и столько впечатлений, красота неописуемая, хотелось бы полежать на мхе и окунуться в горное озеро. Представляю ощущения,в Сибири летом ныряла В Ангару. А там вода тоже выше +10 градусов не бывает.

2. Какая красота!!! За три для столько успеть!!!
    Мы тоже приехали сегодня из Ставрополя. Очень красивое озеро с плавающими островами... Жили за городом на уютной даче. Уезжали рано и ехали в густом тумане как ежики, со скоростью 20 км в час...
    Продолжения вашим замечательным путешествиям!

3. Спасибо, Наталья и Галина, за комментарий! Я рада, что моя статья Вам навеяла ваши приятные воспоминания! Здорово, что Вы любите природу и тоже путешествуете! Желаю Вам новых приятных впечатлений от встречи с ПРЕКРАСНЫМ!

4. Наташенька! Какие вы молодцы! Увидеть столько за такое короткое время, это просто чудо! Господи! Какая безумно красивая природа! И диву даешься, почему же мы ее так не бережем?!Какие водопады, озера! А какая вода! Ведь даже на фото светится дно! Так держать! Продолжайте покорять горные вершины и любоваться сказкой, которую создала матушка-природа!!!

5. Да, Галина, очень верно написали:"Какая безумно красивая природа! И диву даешься, почему же мы ее так не бережем?" Три года назад мы поднимались на гору Фишт, и даже там был мусор. У нас был большой полиэтиленовый пакет и, возвращавшись назад, принесли полный пакет мусора. Для нас был шок, т.к. раньше туристы уничтожали за собой мусор.Надеюсь, что это было исключение из правил!

6. Замечательное путешествие и благодарите Бога что у вас есть такая возможность- Путешествовать.....
    А природа создана не людьми к счастью! Поэтому так прекрасна!!!

7. Замечательное путешествие! Очень рада за вас, что вы там побывали. Такая красота! Такое море впечатлений!
    Наташа, продолжайте нас радовать своими рассказами о нетривиальном.