вторник, 5 марта 2013 г.

Сложная психическая функция



 продолжение (начало УСТАЛОСТЬ, УТОМЛЕНИЕ, ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ)

Напротив, заострение ощущений наблюдается у рабочих текстильной промышленности. Большинство из них различает 30 — 40 оттенков черного цвета, тогда как мы обычно видим всего два—три. Возможно изменение остроты чувствительности при определенных взаимодействиях ощущений. 
Так, одни слабые ощущения усиливают другие: зрительные, к примеру, могут быть повышены вкусовыми, слуховыми (тихая музыка).



Следующая, более сложная психическая функция -- восприятие. Это уже комплекс ощущений (не сумма), когда предмет или явление воспринимается в совокупности свойств и, главное, с определенным смысловым содержанием. Например, ощущая зрительно коричневый цвет, тактильно гладкую поверхность, воспринимаю предмет — стол.

Восприятия классифицируются так же, как и ощущения, в основном, по органам чувств: зрительные, слуховые, осязательные. Но при этом имеется в виду лишь преобладающая роль одного из участвующих органов. Например, восприятие лектора зрительно-слуховое, но с преобладанием слухового. В восприятии всегда выделяется наиболее сильный компонент по его значимости в данный момент. 

Для сравнения: тихо произнесенное слово «пожар» или «война» на фоне оглушающе громкого звука, вызванного проезжающей машиной, заставляет нас воспринимать с тревогой не главенствующее звуковое, а смысловое выражение ситуации.
Содержание и характер восприятий зависят от опыта, направленности внимания человека, его профессии, интересов и, как отмечено выше, ситуации. Вокруг нас так много предметов, явлений, на нас действует такое количество сигналов, что воспринимать их все с одинаковой активностью невозможно. 

Поэтому мы выделяем только те, которые в данный момент для нас важны. Но объект и фон очень динамичны, легко меняются местами в зависимости от обстоятельств, от направленности нашего внимания. При этом проявляется обязательное участие еще одной психической функции -внимания. Его роль в любой деятельности, особенно умственной, исключительно важна и требует специального воспитания и тренировки с учетом профессиональных навыков.

Существенным качеством восприятий является константность, иначе говоря, их относительное постоянство. Белая бумага воспринимается как белая и при солнечном освещении, и при электрическом, хотя последнее содержит много красных и желтых лучей, но мало синих. 

Или еще пример: человек на расстоянии и двух, и двадцати метров воспринимается в одной величине, хотя изображение его на сетчатке глаз различно. Ориентировка в пространстве и познание действительности были бы невозможны без этой приспособительной «неточности» восприятий.

Как сложная психическая функция восприятие содержит много и других важных свойств, которые имеют большое значение при разном характере работы. Так, для одних это может быть особенно четкое чувство времени или пространственных отношений, для других — икая специальная профессиональная наблюдательность с умением подметить какие-то характерные, но мало заметные для непрофессионалов признаки. Эта особенность очень важна при освоении новой специальности или усовершенствовании прежней.

Память — способность мозга сохранять следы, остающиеся после ощущений, восприятий. Память—еще более сложное биологическое качество психических функций человека, без которого невозможно существование, жизнь. Это сохранение информации, накопленной в процессе индивидуальной жизни организма, и одновременно сохранение опыта человечества.

Память -- активный психический процесс, включающий активное освоение материала, переработку его, систематизацию.

Выделяют несколько процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Все они тесно связаны между собой, но качества каждого процесса могут быть различными: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации, готовность воспроизвести ее.

Кроме того, выделяют несколько видов памяти. Двигательная — основа выработки двигательных навыков; эмоциональная -- сохранение пережитых чувств, особенно таких как страх, стыд; словесная или смысловая -- сохранение прочитанного, услышанного в словесной форме; образная -- запоминание зрительных, слуховых и других образов, впечатлений. 

Профессиональные особенности способствуют развитию определенных видов памяти: у музыканта она иная, чем у балерины, шахматиста, преподавателя, актера-чтеца, программиста.

Мышление -- высшая и наиболее сложная функция психической деятельности, использующая все перечисленные выше. Это совокупность многообразных психических операций, результате которых человек познает не только форму, цвет ...... продолжение следует 
Источник "В минуту жизни трудную" Е.А. Цуканова.

 Рекомендую прочитать

Комментариев нет:

Отправить комментарий