Книга"В минуту жизни трудную" Е.А. Цуканова.(начало)
Мышление - высшая и наиболее сложная функция психической деятельности, использующая все перечисленные выше.
Это совокупность многообразных психических операций, результате которых человек познает не только форму, цвет и другие внешние признаки предметов, явлений, но и их содержание, внутренний смысл, скрытый от непосредственного ощущения и восприятия.
В процессе мышления человек познает предметы и явления, которые никогда непосредственно не воспринимал и не сможет органами чувств воспринимать: скорость света, политические события, сложные физические явления, социально-экономические законы, этические нормы. Мыслительный процесс активен и всегда направлен на решение определенных задач различной сложности.
Главной особенностью мышления является его единство с речью. Без слов, произнесенных вслух или про себя, услышанных, прочитанных, нет мысли.
Основным элементом мышления является понятие, отражающее обобщение свойств, выраженных одним словом: скорость, сила, ошибка, совесть, погода, население, правило, настроение. Анализ, синтез, систематизация, обобщение, концентрация — это операции мыслительного процесса. Суждение, умозаключение, как формы мышления.
Принято выделять различные качества умственной деятельности: широта — умение охватить мыслью много явлений, событий; глубина -- возможность вникать в их сущность, определять в них главное, наиболее существенное; самостоятельность - собственное мнение, свой поиск решений, творческий подход к оценкам явлений; критичность — дисциплинированность мышления, сдерживание и рациональный анализ нереальных фантазий, способность признать ошибки суждений; гибкость - - умение изменить свою оценку, уточнить понимание факта, самостоятельно изменить намеченное решение; динамичность -мыслительная скорость: быстрота, плавность, прерывистость и так далее.
Эмоции — субъективное, чувственное отношение человека к окружающей действительности, ко всему происходящему и к самому себе.
Оно в значительной мере определяет следующий элемент психической деятельности - волевую функцию, побуждение к действию.
В данном случае поведение человека можно представить как деятельность, направленную на удержание приятного, радостного, и стремление уйти от неприятного.
Не упрощая эту особенность волевой функции, развитие эмоций, следует отметить, что у человека она, как правило, формирует целенаправленность, сознательность, часто связана с преодолением препятствий разного рода, как внешних, так и внутренних.
Существует много классификаций эмоций, но прежде всего, это деление на положительные и отрицательные. Отрицательные эмоции имеют больше различных оттенков и большее биологическое значение в смысле приспособления организма, человека к среде.
Кроме того, отрицательная эмоция переживается ярче, длительнее, активнее и опаснее влияет на общее самочувствие и состояние организма.
В сложном волевом процессе, да и в единичном волевом действии выделяется несколько основных этапов: возникновение побуждения, стремление к достижению поставленной цели.
Далее начинается борьба мотивов, то есть рассматриваются нес «за» и «против». Затем принимается решение, совершается или не совершается поступок. Продолжительность каждого из перечисленных этапов далеко не одинакова в каждом случае и зависит от личностных особенностей человека, объективных причин. Естественно, что эти этапы не всегда осмысленно контролируются человеком, хотя и обязательно существуют, протекая порой в доли секунды.
Во всяком случае, сложное волевое действие — это наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая активного участия всех психических функций и особенно — мышления.
Каждая из описанных психических функций более или менее четко представлена в сложном процессе различных видов труда, особенно умственного. В зависимости от характера работы акцент смещается па какую-то из них.
Так, в одних случаях это преобладание активного внимания, его концентрация или легкая переключаемость, в других — творческая способность к обобщению полученных результатов, информации, иногда — это длительное эмоциональное напряжение и значительные волевые усилия.
Особого внимания в плане влияния на работоспособность и утомляемость заслуживает эмоциональное отношение к труду.
Оно, как известно, может быть различным.
В процессе труда человек переживает радость и тревогу, вдохновение и разочарование, досаду и раздражение. При этом, эмоциональное отношение может быть различным и по степени выраженности: от почти полного безразличия до слишком острого волнения, слишком яркого и сильно захватывающего чувства. И то, и другое, как и всякое «слишком», не приносит пользы, поскольку способствует переутомлению. Умеренная же эмоции ...... продолжение следует
Источник Книга"В минуту жизни трудную" Е.А. Цуканова.
Рекомендую прочитать
Мышление - высшая и наиболее сложная функция психической деятельности, использующая все перечисленные выше.
Это совокупность многообразных психических операций, результате которых человек познает не только форму, цвет и другие внешние признаки предметов, явлений, но и их содержание, внутренний смысл, скрытый от непосредственного ощущения и восприятия.
В процессе мышления человек познает предметы и явления, которые никогда непосредственно не воспринимал и не сможет органами чувств воспринимать: скорость света, политические события, сложные физические явления, социально-экономические законы, этические нормы. Мыслительный процесс активен и всегда направлен на решение определенных задач различной сложности.
Главной особенностью мышления является его единство с речью. Без слов, произнесенных вслух или про себя, услышанных, прочитанных, нет мысли.
Основным элементом мышления является понятие, отражающее обобщение свойств, выраженных одним словом: скорость, сила, ошибка, совесть, погода, население, правило, настроение. Анализ, синтез, систематизация, обобщение, концентрация — это операции мыслительного процесса. Суждение, умозаключение, как формы мышления.
Принято выделять различные качества умственной деятельности: широта — умение охватить мыслью много явлений, событий; глубина -- возможность вникать в их сущность, определять в них главное, наиболее существенное; самостоятельность - собственное мнение, свой поиск решений, творческий подход к оценкам явлений; критичность — дисциплинированность мышления, сдерживание и рациональный анализ нереальных фантазий, способность признать ошибки суждений; гибкость - - умение изменить свою оценку, уточнить понимание факта, самостоятельно изменить намеченное решение; динамичность -мыслительная скорость: быстрота, плавность, прерывистость и так далее.
Эмоции — субъективное, чувственное отношение человека к окружающей действительности, ко всему происходящему и к самому себе.
Оно в значительной мере определяет следующий элемент психической деятельности - волевую функцию, побуждение к действию.
В данном случае поведение человека можно представить как деятельность, направленную на удержание приятного, радостного, и стремление уйти от неприятного.
Не упрощая эту особенность волевой функции, развитие эмоций, следует отметить, что у человека она, как правило, формирует целенаправленность, сознательность, часто связана с преодолением препятствий разного рода, как внешних, так и внутренних.
Существует много классификаций эмоций, но прежде всего, это деление на положительные и отрицательные. Отрицательные эмоции имеют больше различных оттенков и большее биологическое значение в смысле приспособления организма, человека к среде.
Кроме того, отрицательная эмоция переживается ярче, длительнее, активнее и опаснее влияет на общее самочувствие и состояние организма.
В сложном волевом процессе, да и в единичном волевом действии выделяется несколько основных этапов: возникновение побуждения, стремление к достижению поставленной цели.
Далее начинается борьба мотивов, то есть рассматриваются нес «за» и «против». Затем принимается решение, совершается или не совершается поступок. Продолжительность каждого из перечисленных этапов далеко не одинакова в каждом случае и зависит от личностных особенностей человека, объективных причин. Естественно, что эти этапы не всегда осмысленно контролируются человеком, хотя и обязательно существуют, протекая порой в доли секунды.
Во всяком случае, сложное волевое действие — это наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая активного участия всех психических функций и особенно — мышления.
Каждая из описанных психических функций более или менее четко представлена в сложном процессе различных видов труда, особенно умственного. В зависимости от характера работы акцент смещается па какую-то из них.
Так, в одних случаях это преобладание активного внимания, его концентрация или легкая переключаемость, в других — творческая способность к обобщению полученных результатов, информации, иногда — это длительное эмоциональное напряжение и значительные волевые усилия.
Особого внимания в плане влияния на работоспособность и утомляемость заслуживает эмоциональное отношение к труду.
Оно, как известно, может быть различным.
В процессе труда человек переживает радость и тревогу, вдохновение и разочарование, досаду и раздражение. При этом, эмоциональное отношение может быть различным и по степени выраженности: от почти полного безразличия до слишком острого волнения, слишком яркого и сильно захватывающего чувства. И то, и другое, как и всякое «слишком», не приносит пользы, поскольку способствует переутомлению. Умеренная же эмоции ...... продолжение следует
Источник Книга"В минуту жизни трудную" Е.А. Цуканова.
Рекомендую прочитать
Комментариев нет:
Отправить комментарий